Этим замечательным летом, а именно в августе 2013года, мне довелось побывать в одном удивительном месте нашей родины в станице Камышеватская. Которая расположена на высоком крутом берегу, окружена плавнями. Однако за населенным пунктом, в том участке побережья Азовского моря, где высокий берег образует характерный изгиб внутрь моря с юго-западной стороны, начала формироваться Камышеватская коса. Длина ее до 9 км. Ширина 400 – 500м. Коса и ее продолжение – морская терраса – поднимаются на 0,75 – 2м над уровнем моря. Пляж здесь песчано-ракушечный, длиной 3 км и до 60 метров шириной. Инфраструктура этого района пока не развита, туристы приезжают на своих автомобилях, размещаются в палатках или в частном секторе в станице.
Станица Камышеватская один из небольших курортов Ейского района Краснодарского края, где любят отдыхать и взрослые и дети. Сюда приезжают преимущественно летом, когда здесь царит великолепная погода, наиболее подходящая для пляжного отдыха, море прогревается до 25 градусов и начинают работу сезонные базы отдыха и комфортабельные гостиницы в Камышеватской.
Любят сюда приезжать и неорганизованно, разбивая небольшие кемпинги на берегу моря, это преимущественно молодые туристы, жаждущие активно и весело провести время. Те туристы, кто приезжает на отдых в Камешеватская с детьми, размещаются в домах местных жителей или же в частных мини отелях и гостевых домах, но большинство разбивают мини кемпинги на берегу моря. По приезду туристы наслаждаются тишиной и спокойствием курортной станицы, активным отдыхом и уединением с природой, а также низкими ценами и гостеприимством.
Удивительный вид курорту придают фруктовые сады, акации, плавни и камыши окружающие станицу, здесь нет шумных трасс и промышленных предприятий, поэтому воздух здесь экологически чистый и обладает целебными свойствами. Во время отдыха даже при условии, что пансионаты в Камышеватской не сооружены, каждый сможет пройти курс санаторного лечения, подаренный природой, ласковым морем и мягким целебным климатом, благоприятно влияющем на все органы и системы организма.
Однако чуть позже я наткнулся вот на какое сообщение в интернете:
http://yeisk-online.ru/index.php?showtopic=5420 Ну почему корыстные люди забывают историю казачьей станицы Камышеватской скрывается в далеком прошлом. Считается, что она основана в 1848 году, но еще до переселения черноморских казаков на Кубань, на том месте, где сейчас находится станица, поселились беглые крестьяне из Малороссии, основавшие рыбачий поселок. Потомки многих первопоселенцев до сих пор живут в Камышеватской.
В ейском архиве имеется любопытный документ: общая тетрадь, исписанная мелким забористым почерком. Автор рукописи С.Р.Олейников попытался воссоздать историю станицы от самых первых дней появления на ее месте оседлых жителей. «Я сразу оговариваюсь, - пишет он, - что документальных следов об истории нашей станицы ничего не сохранилось по случаю революционного периода 1917 года, где за этот период все ушло в область предания, что разграблено местным населением, что сожжено нерадеями». Неизвестный доселе краевед в шестидесятые годы прошлого столетия беседовал со многими стариками-станичниками - последними хранителями народной памяти, еще помнившими рассказы своих дедов о старине.
Этот человек пришел однажды в ейский историко-краеведческий музей и отдал свою рукопись одному из его сотрудников. Больше автора рукописи в музее не видели. Как рассказала бывший работник музея Инна Чага, тот сотрудник, полистав тетрадь, бросил ее в мусорную корзину со словами: «Мало ли, что можно написать». Чага пожалела труд человека и забрала тетрадь домой. «Мне показалось вполне достоверным то, что в ней написано», - говорит она. Когда Инна Леонидовна передала ейскому архиву свою богатую коллекцию исторических документов, среди них оказалась и тетрадь Олейникова.
О ранней истории станицы Камышеватской нам известно очень немного. Вскоре после переселения черноморских казаков на Кубань и первичного обустройства станиц, куренные атаманы стали объезжать свои владения. Так в 1798 году щербиновский атаман обнаружил на азовском побережье рыбацкий поселок Камышевый, основанный около 1774 года беглыми крестьянами из Малороссии. Он был приписан к казачьему округу, а население стало официально значиться жителями куреня Камышеватского. В 1848 году он стал станицей, при въезде в которую сейчас красуется именно эта дата.
Что же особенного рассказали станичные деды Олейникову? Краеведу удалось добыть бесценные сведения о том, кто первым пришел к берегу, покрытому пресловутыми камышами, и решил остаться здесь навсегда. В своем сочинении автору удалось с большой долей вероятности показать, как жили люди на новом месте, и каким образом рос и развивался поселок, превратившийся впоследствии в огромную казачью станицу. Рукопись Олейникова вполне может использоваться учителями и библиотекарями станицы Камышеватской для популяризации истории малой родины. Ее читатели, особенно дети, с удивлением узнают, что два с половиной века назад их родные берега буквально кишели осетрами, которых можно было убить дубинкой. А раскинувшиеся вокруг их станицы поля ранее были бескрайней степью, в которой водились тучи птиц, которых, как при игре в городки, пришельцы просто сбивали палками. Так и жили - между изобилием моря и богатством степи. К этому добавились целые стада коров и табуны лошадей, который бродили бесхозными после того, как суворовские войска изгнали отсюда ногайцев. Первыми, как гласит рукопись Олейникова, здесь появили две семьи, бежавшие от своих малороссийских помещиков: Федор Дейнега с беременной женой и двумя младшими братьями и Савелий Бурлака с женой и братом. Вскоре к ним присоединились Иван Чапурка и некий Сема, бежавшие с харьковщины. Затем - Селивко Горобец, некий Лисовой и бывший церковный дьячок из Подмосковья Филат Иванов. Подтягивались и другие люди: Подставка, Ченчиковский и др. Кто-то приходил с семьями, кто-то - один или с другом. Принимали всех, ведь рабочие руки были крайне необходимы. Рыли землянки, били птицу, ловили рыбу, приручали пойманных в степи лошадей и коров. Наладили связи с внешним миром и уже возили на продажу рыбу и шкуры. Первые поселенцы, бежав от помещичьего гнета, а теперь разбогатев, сами уже стали набирать батраков из тех, кто прибыл на это место позже. Вскоре здесь возникло поселение, насчитывающее около двухсот жителей. А название оно получило, как это обычно бывает, случайно - благодаря обилию камыша, росшего вдоль берегов. «Уже про него всюду узнали, земля слухом полнится и один от другого узнают, что на этом берегу очень надежно доставать рыбу, на которой можно иметь хороший барыш, - пишет Олейников. - Ну и пошли парусники его разыскивать. Однажды один из приезжих моряков поинтересовался у местного жителя: «Скажите пожалуйста, а как этот промысел называется?» Тот подумал и ответил: «Да камышовый!» Ну он и надолго остался камышовым».
Подробно рассказал Олейников и о том, что произошло после того, как щербиновский атаман Лысенко во время объезда своих земель неожиданно наткнулся на этот рыбачий поселок. Бывшие крепостные крестьяне к этому времени по-хозяйски расположились в приазовской степи, даже отстроив вокруг поселка ряд небольших хуторков. Всех обнаруженных жителей решено было принять в ряды черноморского казачества, которое только начало осваивать кубанские земли. Первым атаманом Камышеватского куреня, согласно воспоминаниям станичных старожилов, стал Федор Дейнега, казначеем - Сема, а писарем - бывший дьячок Иванов, единственный грамотный человек в поселке. Через некоторое время место атамана занял Ченчиковский, его сменил Поставка. Рукопись краеведа рисует живую картину того, как налаживалась жизнь куреня, как строились дороги, церковь, как происходил раскол в среде поселенцев, которые очень быстро разделились на богатых и бедных.
Насколько правдоподобно описанное Олейниковым? Скорее всего, не обошлось без налета легендарности. Ведь это присуще любой общности людей: первобытному племени, высокоразвитому народу или населению какого-то города, поселка, деревни. Легенды об отцах-основателях создавались всегда. Но надо думать, что во многом народная память оказалась правдивой. В ейском архиве сохранились очень ранние церковные метрические книги, в которых фамилии первопоселенцев, указанные в тетради Олейникова, встречаются чуть ли не на каждом листе. А вот мнение камышеватского фермера Сергея Федько, который взялся сделать перевод рукописи, насыщенной специфическими выражениями из кубанской «мовы», на русский литературный язык. «Конечно, не обошлось без легкого вымысла и приукрашивания, - считает он, - но в основном все описано верно. Думаю, так все и было». Этот молодой человек, ранее совсем не интересовавшийся историей, после работы над рукописью буквально загорелся поиском своих корней. Да и было отчего, ведь в тетради Олейникова упомянуто имя одного из его предков по материнской линии.
В заключение хотелось бы сказать кое-что о потомках тех, чьими усилиями создавалась станица Камышеватская. Фамилии эти не канули в Лету. И сейчас в станице живут и работают Лисовые, Ченчиковские, Горобцы и Бурлаки. А кто не знает фамилии председателя ейской торгово-промышленной палаты? Если же заглянуть на известный сайт Интернета «obd-memorial.ru», на котором опубликованы фамилии многих погибших солдат Великой Отечественной, судьбы которых ранее не были известны, и запросить данные по станице Камышеватской, то в длинном списке павших героев вы найдете те же фамилии. Они защищали свою Родину, они же работают для нее. И надо помнить об этом. Так осуществляется связь поколений.
Пути возрождения российских деревень и станицНекоторые аграрии видят причину падения сельского хозяйства в том, что земля не передана в частное владение. На Руси земля принадлежала общине, которой она передавалась в вечное пользование без права продажи, и мы должны чтить эти традиции. Но исходя из того, что все мы имеем свою долю в национальном богатстве, каждый человек может претендовать только на один гектар земли, который он может сдать в аренду или продать, т.е. частное владение землёй может распространяться только на нашу долю, и речь не может идти о всей земле в целом. Причина падения уровня сельскохозяйственного производства конечно не в отсутствии частной собственности на землю, а в утрате национальной, народно культуры, оплотом которой являлась российская деревня.
В зависимости от плотности населения и уровня технологий эта цифра будет уточняться.
Густонаселённые государства Азии и Южной Америки пошли по пути «зелёной революции». Китай и Индия, имеющие самое большое количество населения, после проведения «зеленой революции» смогли накормить не только себя, но и стали активными экспортёрами продукции сельского хозяйства. Суть «зелёной революции» в том, что правительства приобретали лучшие в мире интенсивные технологии сельского хозяйства в комплексе, а не по отдельности, как это делалось в России. Например, семена покупали вместе с перерабатывающими агрегатами. Если приобретались высокопродуктивные животные, то для их содержания ввозилось оборудование и обучались специалисты.
Сейчас большинство стран в развитии интенсивных технологий в сельском хозяйстве ушли настолько далеко вперёд, что нам не мешало бы у них поучиться. Например, средняя урожайность зерновых в Нидерландах составляет 70 ц/га, при 15 ц/га в России; при искусственном разведении зеркального карпа в России получают 7 ц/га за год, в замкнутых же аквасистемах японцы за то же время получают 20000 ц/га. Из-за отсутствия средств мы могли бы сейчас вообще не покупать новых технологий, а использовать отечественные разработки. Например, ушаковская методика посадки растений правильным треугольником и внесения удобрений под каждое семя (по сути, забытое дедовское знание) позволяет выращивать 120 ц/га зерновых, до 2000 ц/га картофеля при средней его урожайности по России 200 ц/га. И таких упущенных возможностей десятки и сотни. Конечно, «зелёная революция» не решила бы кардинально всех проблем русской деревни, но она смогла бы накормить нашу страну.
Попытка правительства привить в России фермерство без учёта общинного характера русской культуры обречена на провал. До революции на одну среднюю крестьянскую семью приходилось 40 гектаров земли, 4-5 лошадей и 8-9 коров. И со всем этим хозяйством семья справлялась, не имея ни механизированных орудий труда, ни даже электричества. Люди могли работать и работали весело, поскольку был в семье дух сотрудничества. Огромные инвестиции государства в сельское хозяйство стали малоэффективны, потому что жизнь в деревне с утратой культуры и традиций сделалась неинтересной и безрадостной. Не случайно даже преуспевающие фермеры, как показывает практика, однажды всё бросают и уезжают обратно в свою деревню или город, так как они не привыкли к одиночному существованию. Несмотря ни на какие дотации деревня продолжает умирать. Идея фермерства сможет иметь успех в России лишь в случае соединения частного хозяйства и совместного существования крестьян в одной деревне, т.е. хозяйственники не будут переезжать на новые места и их земля и хозяйство будут находиться недалеко от деревни.
Утрата самобытности невосполнима. Большевики, успешно ведя борьбу с «частнособственническими инстинктами», смогли «победить» и народные промыслы, а ведь это была наша древняя культура, без которой бесполезны любые инвестиции в сельское производство, в само село или в сельскохозяйственные кооперативы, ибо без культуры мы ничего не сможем по-настоящему поднять.
Есть ещё одно эффективное средство, которое не только накормит страну, но и создаст предпосылки для решения проблем российской деревни – это создание высших сельскохозяйственных, культурных, духовных училищ, целью которых должна стать подготовка в течение 4-5 лет сплочённых коллективов разносторонних специалистов из 6-25 человек, которые после окончания учёбы будут выезжать на село как самостоятельная ассоциация фермеров. А в действительности это будет созданная вновь российская община, призванная возродить и русскую культуру, и российские деревенские традиции, и сельское производство, и жизнь на селе.
Широкое образование выпускников, включающее в себя овладение культурными традициями российской деревни и этики взаимоотношений, позволит создать на селе центры возрождения утраченной культуры. Освоение каждым учащимся всех сельскохозяйственных профессий (по подсчётам самих фермеров их нужно 24) и овладение мировым опытом ведения интенсивного сельского хозяйства избавят выпускников от тяжёлого, немеханизированного, отупляющего труда, из-за которого в традицию вошло пьянство. Главным будет приобретение разносторонних практических навыков, позволяющих выпускникам легко решать любые задачи, которые ставит современная сельскохозяйственная деятельность. Сейчас для многих фермеров они остаются неразрешимыми именно из-за отсутствия у них разносторонних профессиональных навыков.
Большое внимание в училищах будет уделяться искусствам, способствующим развитию чувства гармонии, ибо только в этом случае Красота, которая призвана спасти мир, спасёт российскую деревню. Высокое этическое воспитание студентов сделает жизнь человека невозможной без сформировавшегося в училище коллектива, а это будет надёжно закреплять человека на земле и способствовать его гармоничному развитию. Параллельно с учёбой на последних курсах сформировавшиеся коллективы будут работать на производстве и смогут заработать стартовый капитал для дальнейшей жизни на селе. Это позволит им по окончании училища организовать своё производство без дополнительных государственных инвестиций.
Продолжая развивать в России фермерство с учётом достижений стран, сумевших провести у себя «зелёную революцию», и возрождая русскую общину, постепенно мы сможем не только восстановить сельское хозяйство, но в итоге село по уровню развития производства и культуры должно превзойти город.
Будущее за общинами, впитавшими в себя древние традиции российской деревни и станицы. Именно они поднимут сельское хозяйство и помогут встать России на ноги.