Советы лучшего школьного психолога Москвы.
Психолог Ирина Жиляева стала лауреатом конкурса «Педагог года Москвы-2013» в номинации «Педагог-психолог». В останкинской гимназии №1518 она ведёт «Клуб первоклассных родителей», где учит мам и пап раскрывать талант своего ребёнка. Сегодня Ирина делится опытом с читателями «Pogost.net».
Уверенность надо воспитывать. У меня есть история про Кирилла. Он обращал на себя внимание испуганным видом. Любой вопрос учителя вводил его в ступор. К тому же его постоянно обижали одноклассники — давать сдачи он не умел. К своей учительнице мальчик как-то привык, а когда в класс приходили другие преподаватели, он был почти в панике. Он вырос с бабушкой и не привык к чужим людям.
Поэтому учите ребёнка общаться с незнакомыми людьми. Например, предложите в магазине купить шоколадку. Пусть объяснит продавцу, какая ему нужна.
Воспитывает уверенность и возможность самому сделать выбор. Пусть ребёнок сам выберет себе пенал, рюкзак. Это поможет ему почувствовать себя взрослее.
И ни в коем случае не пугайте школой, лучше расскажите о своём опыте учёбы, вспомните что-нибудь хорошее. Дети — полное отражение взрослых. Если будете беспокойно спрашивать: «Не обидел ли кто тебя?», то напрасно напугаете первоклашку. Лучше спросите, что было интересного, весёлого.
Логика поддаётся тренировке. Важно развивать логическое мышление и словарный запас. Предложите, к примеру, помочь разобраться: зачем автомобилю нужны тормоза? Ребёнок не только поймёт, что тормоза нужны для того, чтобы не врезаться в столб или дерево, но и усвоит простую истину: ошибаться могут все — даже взрослые! Не знать что-то вовсе не стыдно. Услышав вопрос о происхождении снега или дождя, предложите поискать ответ вместе в энциклопедии — так вы научите ребёнка самостоятельно искать информацию и расширять кругозор.
Кукла под партой. Другая история — про Настю, которая пришла в 1-й класс, умея бегло читать, считать до 50 и даже владея азами двух иностранных языков. Но при малейшей трудности начинала плакать и замыкалась. Когда её оставляли в покое, она потихоньку доставала куклу и играла с ней под партой, не слыша, о чём говорят учитель и одноклассники. Так что дайте ребёнку доиграть!
Учитель — «в авторитете». В идеале первые два года учёбы учитель должен быть для ребёнка высшим авторитетом. Если ваш сын или дочь просят помочь решить задачу, а на ваши объяснения заявляют: «Это неправильно! Вот Анна Ивановна сказала, что надо делать так!» — это нормально. Ни в коем случае нельзя обсуждать недостатки педагога при ребёнке, даже вполне объективные.
Не бойтесь первых неудач. Самое главное для начинающего школьника — знать, что родители его понимают и любят вне зависимости от его успехов или неуспехов в учёбе. Пусть дети знают, что плохо написанная работа не станет концом ваших тёплых отношений. Предложите позаниматься вместе, а ещё лучше — первым делом обратите внимание на то, что заметили, как ребёнок расстроился. Вместе вы сможете преодолеть все трудности.
|