Если вашему ребёнку 12-13 и вы не знаете, кто такие зацеперы, возможно, он не всё вам рассказывает. Зацепингом называют катание на сцепном устройстве последнего вагона поезда, а также любую езду снаружи подвижного состава: на крыше, между вагонами, схватившись за любую выступающую деталь. Начав с обычных электричек, многие идут дальше: забираются на «Спутники», поезда метро, скоростной «Сапсан» и даже на товарняки. Ещё год назад девчонок среди зацеперов было меньше трети, сегодня — практически половина. Зацепинг явно набирает обороты: тот, кто ещё не пробовал сам, почти всегда имеет таких друзей или одноклассников. "При чём тут жизнь?" Когда сотрудники транспортной полиции пригласили меня на рейд, я ожидал, что в солнечный день зацеперы будут на каждой электричке. Стоим на платформе Лось, проходит одна электричка, другая, третья... Никого. — Мы активно работаем тут несколько дней, многие зацеперы уже об этом знают. Но кто-то наверняка появится, — поясняет Елена Терёшина, начальник отделения по делам несовершеннолетних Линейного управления (ЛУ) МВД РФ на станции Москва-Ярославская. Поймать зацеперов нелегко. Гоняться за ними нельзя: пытаясь убежать, подросток может споткнуться, удариться о рельс, попасть под встречный поезд. Выход один: схватить сразу, без погони. В этом полицейские приобрели опыт. Они делятся на две группы: одни дежурят на платформе, другие внизу, с противоположной стороны пути. Тактика в очередной раз срабатывает, когда подходит фрязевская электричка с двумя девушками, едущими стоя на выступающих частях кабины последнего вагона. Сотрудники полиции подходят к ним с двух сторон одновременно, нарушительницы видят, что бежать некуда, и, пока пребывают в растерянности, их буквально снимают со сцепки. Одна не на шутку напугана, но её подруга быстро приходит в себя: — Отпустите нас! — громко требует она. — Мы торопимся. — Ты хоть понимаешь, что тебе сегодня, возможно, спасли жизнь? — При чём тут жизнь! — отмахивается зацеперша. Чуть позже в конце платформы Лось задерживают двух учащихся строительного колледжа, что на Анадырском пр., 51. Они шли от места учёбы к платформе по путям. Парни недоумевают, зачем их везут в полицию: они часто пользуются этим маршрутом, потому что так короче. Родители не в курсе. Только за время проведения мероприятия «Осторожно, поезд!» с 15 по 24 апреля сотрудники ЛУ МВД РФ на станции Москва-Ярославская сняли с поездов 14 несовершеннолетних зацеперов, 7 из них — в черте Москвы. Поймали и нескольких взрослых, ехавших на сцепке. О задержании подростков сообщают по месту их учёбы. На тех, кому уже 16, составляют протокол, заносят в базу административных правонарушений. И обзванивают родителей несовершеннолетних: только им можно отдать задержанного ребёнка. Многие поначалу реагируют на звонок спокойно, думая, что это розыгрыш, но потом испытывают шок. Поговорить с ребёнком о безопасности на железной дороге некоторым и в голову не приходило. Безопасных нарушений не бывает. В феврале 11-летний школьник решил прокатиться на сцепке хвостового вагона электрички Фрязево — Москва вместе с 14-летним другом. В районе станции Циолковская он сорвался и упал на рельсы. Ребёнка госпитализировали с переломом свода черепа и другими тяжёлыми травмами, он до сих пор в коме. Другой ужасный случай произошёл совсем недавно. Вечером 21 апреля два 13-летних парня шли по путям от станции Осеевская к Монино. Увидев, что навстречу идёт поезд, они, не оборачиваясь назад, перешли на другой путь, не заметив вторую электричку. Случай типичный: трудно понять по звуку, что приближается не один состав, а два с разных сторон! Один подросток успел отскочить в сторону, другой попал под поезд и погиб. В прошлом году на участке обслуживания ЛУ на станции Москва-Ярославская было травмировано 167 взрослых, 117 из них — смертельно. Также было травмировано 13 несовершеннолетних, 9 из которых — смертельно, в том числе 3 зацепера. В 2013 году травмы получили уже 4 несовершеннолетних, 3 из них — смертельные.
|